Основы яхтенного дела: руководство для начинающих яхтсменов
Каталог
Меню
Для Юридический лиц
+7 812 664-08-08 +7 812 664-09-09 +7 911 005-26-02 info@sail-master.ru Часы работы: 09:00–18:00
 по будням
Розничным покупателям:

Основы яхтенной терминологии: знакомство с ключевыми элементами судна


Путешествие на парусной яхте приносит массу положительных эмоций и ощущений, однако успешное участие в регате или простое круизный рейс невозможны без предварительной подготовки и знания основ яхтенного дела. Мы подготовили краткое руководство, которое включает описание важнейших конструкций и устройства парусного судна, а также основные принципы управления яхтой. Материал изложен для начинающих яхтсменов, желающих принять участие в своей первой регате.

Первое, что встречает новичка-матроса на борту, – расположение ключевых точек судна. И чтобы уверенно чувствовать себя на яхте, необходимо иметь представление о конструктивных элементах судна.

морская терминология


СОДЕРЖАНИЕ:

• Основные части яхты
• Внутреннее пространство яхты: места отдыха, размещение вещей и вентиляция
• Паруса яхты и их установка
• Работа с такелажем
• Швартовка яхты
• Значение якоря для яхты
• Особые понятия в морской терминологии
• Распределение ролей на яхте


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе всех новостей!

Основные части яхты


Существует большое разнообразие яхт, которые различаются размерами, функциональностью и особенностями конструктивных элементов. Рассмотрим основные узлы на примере круизных яхт, так как данные модели, по сравнению со спортивными, обладают бо́льшим числом оборудования, необходимого для длительного пребывания экипажа и пассажиров:
  • Корма – задняя часть судна, важная для правильного позиционирования и управления.
  • Нос – передняя часть судна, определяющая направление движения (курса).
  • Руль – устройство, служащее для изменения курса яхты.
  • Штурвал – средство управления рулём, важное для контроля курса. Бывает, что устанавливается два штурвала (как, например, на Bavaria 40 Cruiser) – левый и правый. Управляют они при этом одним и тем же рулём и служат лишь для удобства рулевому (выбор рулевым борта зависит от видимости и обстановки).
  • Киль – стабилизирующий элемент, служащий для прочности и остойчивости и противодействующий сносу яхты под воздействием ветра. Представляет собой продольную балку/плавник на дне корпуса судна.
  • Бульб – противовес/балласт на киле, придающий большую остойчивость яхте. Защищает судно от опрокидывания, а также снижает качку и улучшает ходовые качества яхты.
  • Кормовой и носовой релинги – защитные барьеры, предотвращающие падение членов экипажа за борт.
  • Леера – стальные или синтетические тросы, установленные на леерных стойках по бортам судна. Служат в качестве поручней и дополнительных ограждений для повышения безопасности при перемещении по палубе.
  • Мачта – несущий элемент, удерживающий паруса и принимающий основную нагрузку.
  • Гик – горизонтальная перекладина мачты, необходимая для крепления грота.
  • Грот и стаксель (передний парус) – основные паруса, обеспечивающие тягу и управляемость яхты. Грот крепится к мачте и гику, стаксель – к штагу (специальному тросу, относящемуся к снастям стоячего такелажа).
  • Ахтерштаг, форштаг, ванты – тросы, поддерживающие мачту и обеспечивающие её стабильность.
  • Краспица – распорка между мачтой и снастями стоячего такелажа.
  • Рубка – возвышенная часть палубы, содержащая каюту и кухню.
  • Кокпит – рабочая зона экипажа, место принятия тактических решений.
  • Левый и правый борта – стороны яхты, критичные для позиционирования парусов и судовождения.
  • Якорный ящик – область возле носа (точнее, возле бака – передней части палубы, находящейся от носа до мачты), которая используется для хранения якорей и других элементов якорного устройства;
  • Кнехты, утки, кольца – крепления для швартовных концов, используемые при стоянке у причала.

ВЕРНУТЬСЯ К СОДЕРЖАНИЮ

яхтенная терминология


Внутреннее пространство яхты: места отдыха, размещение вещей и вентиляция


Переходя к изучению внутренней структуры судна, особое внимание уделяют таким элементам, как люк и иллюминатор. Люк представляет собой крышку, обеспечивающую доступ в жилые помещения. Иллюминатор – это застекленное окно в корпусе, палубе или надстройке яхты, предназначенное для освещения и проветривания внутренних помещений, а также для обеспечения обзора наружу.

Помимо вышеперечисленного, важными деталями являются следующие элементы:
  • Рундуки – ящики/сундуки/коробки для хранения различных предметов, расположенные под сиденьями в кокпите.
  • Столы и мебель, специально сконструированные для удобного использования в условиях морского путешествия.
  • Спасательное оборудование. Необходимо наличие спасательных жилетов (по одному на каждого члена экипажа) и инструментов в каждом рундуке.

Для поддержания комфортного микроклимата в помещениях предусмотрено проветривание посредством открытия люков и иллюминаторов. Во избежание попадания морской воды внутрь судна люки и иллюминаторы должны быть надёжно закрытыми перед началом выхода в море.

Отдельно можно выделить рубку – возвышенную надпалубную конструкцию, обеспечивающую дополнительное пространство для размещения мебели и устройств управления яхтой. Наличие прочных поручней делает передвижение по рубке безопасным даже в условиях сильного волнения.

ВЕРНУТЬСЯ К СОДЕРЖАНИЮ

справочник яхтсмена


Каюты, камбуз и удобства


Вернёмся к кокпиту, где находится вход во внутренние помещения. Обычная «дверь» заменяется брандерщитом и брандерлюком. Первый представляет собой одну или две панели, которые вставляются в вертикальный проём, а второй – люк-крышку, сдвинув которую проём открывается. Всё это позволяет обеспечить защиту внутренних помещений от проникновения воды.

Кроме того, на судах существуют специальные водонепроницаемые пороги – комингсы. Комингс – это приподнятое над палубой ограждение вокруг отверстий/люков, включая вход в каюту, которое также служит для предотвращения попадания воды в помещения судна.

Каюта и салон


Спустившись внутрь, оказываемся в главной общей комнате – салоне или кают-компании. Здесь экипаж собирается для еды, отдыха и общения. Удобства включают кресла, столы и системы освещения. Каждое пространство продумано до мельчайших деталей, учитывая особенности морских путешествий.

Камбуз: кухонное пространство на борту


Особенное внимание заслуживает камбуз – специализированная зона приготовления пищи. Здесь предусмотрена газовая плита, расположенная на шарнирном подвесе, способном сохранять горизонтальность даже при сильной качке. Система безопасной эксплуатации газа включает контрольные клапаны и датчики утечек.

Гальюн: санитарные удобства


Непременной составляющей любого судна является гальюн – помещение туалета и умывания. Важнейшее правило пользования гальюном заключается в недопустимости сброса посторонних предметов в систему слива, чтобы предотвратить возможные засоры.

Дополнительные комнаты и помещения


Осматривая остальные помещения, вы знакомитесь с дополнительными помещениями, такими как носовые каюты, предназначенные для проживания экипажа, и штурманским столом, используемым для планирования маршрутов и хранения навигационного оборудования.

для тиковой палубы


Передвижение по палубе


Для безопасности передвижения по палубе особое внимание уделяют следующим элементам:
  • Противоскользящие покрытия. Специальная обработка палубы предотвращает скольжение ног, даже если поверхность мокрая. Самыми популярными являются палубные покрытия из тиковой древесины.
  • Вдоль борта используются специальные перила – леера, установленные по периметру палубы. Помимо удобства, такие поручни предотвращают падение экипажа за борт, особенно при движении судна в условиях волнения воды.

Важно помнить, что любые манипуляции с палубными устройствами требуют соблюдения техники безопасности, чтобы избежать травм и повреждений оборудования.

Теперь коснёмся вопросов управления яхтой.

ВЕРНУТЬСЯ К СОДЕРЖАНИЮ

яхтенное оборудование


Паруса яхты и их установка


Центральным элементом парусной яхты является мачта, на которой располагаются паруса. Поддерживающая система включает штаги и ванты, создающие необходимую устойчивость мачте. Ахтерштаг ставится в кормовой части яхты и предотвращает падение мачты вперёд, форштаг (устанавливаемый на носовой части) предупреждает падение столба назад, ванты защищают от крена мачты влево и вправо.

Особый интерес вызывает гик – горизонтальная балка, удерживающая нижнюю кромку главного паруса (грота). Важно избегать нахождения непосредственно на линии перемещения гика, поскольку столкновение с ним может привести к травме головы.

Парусное вооружение определяет возможности яхты и её поведение на воде. Наиболее распространены два типа парусов:
  • Грот – задний парус, расположенный на гике и формирующий большую часть тяги.
  • Стаксель – передний парус, устанавливаемый перед мачтой.

Для более эффективного управления судном существуют дополнительные паруса, например:
  • Спинакер – дополнительный симметричный парус, используемый для движения под полным ветром (на попутных курсах – от галфвинда до фордевинда). Идеален для гонок и спортивного яхтинга, но для управления им требуется опытная команда.
  • Генакер – ассиметричный спинакер, применяемый в большем диапазоне курсов, чем спинакер. Используется как вспомогательный парус для слабых и умеренных ветров. Оптимален для новичков и круизных яхт.
  • Генуя – широкий стаксель большего размера с заходящим за мачту шкотовым углом. Предназначен для более эффективного использования слабого ветра.

Парусное вооружение судна


Дополнительные элементы, влияющие на качество управления парусами:
  • Колдунчики – это небольшие флажки, крепящиеся к парусам для определения их работы – как индикаторы аэродинамической эффективности парусов.
  • Топенант – поддержка гика при отсутствии нагрузки от грота, а также приспособление для подъёма и удержания различных частей рангоута.
  • Ахтерштаг – регулирует изгиб мачты и форму грота.

Но парусное вооружение, иногда именуемое как «парусный гардероб», подразумевает не только сами паруса, но и весь комплекс элементов и приспособлений, необходимых для их установки, уборки и управления. В среде яхтсменов под парусным вооружением понимают три составляющие: паруса, рангоут и такелаж.

Рангоут – это совокупность жёстких конструкций, служащих опорой для парусов. Сюда входят мачта, гик, рея, бушприт и прочие подобные элементы. Рангоут бывает двух видов: стационарный и подвижный.

На рассматриваемой нами круизной яхте Bavaria 40 Cruiser не предусмотрен бушприт, но упомянуть о нём стоит. Это выступающий вперёд брус, который располагается на носу судна. Он необходим для вынесения передних парусов и других элементов такелажа вперёд от носа, а также выравнивания нагрузки на паруса.

Такелаж – это вся связанная с парусами система тросов и крепёжных элементов.

ВЕРНУТЬСЯ К СОДЕРЖАНИЮ

фал и шкот


Работа с такелажем


Такелаж состоит из верёвочных линий и механических приспособлений, используемых для настройки и управления парусами и обеспечения стабильности судна. По назначению различают два типа такелажа:
  • Стоячий такелаж. Это тросы, поддерживающие рангоут в заданном положении. Обычно сюда относятся штаги (фор-, бак-, ахтер- ), удерживающие мачту в продольном направлении, и ванты, фиксирующие её поперечно. После первоначальной настройки и натяжки стоячий такелаж практически не изменяется.
  • Бегучий такелаж. Представляет собой тросовую оснастку, предназначенную для подъёма и спуска парусов, отдельных частей рангоута, а также изменения их положения относительно диаметральной плоскости судна. О правильном подборе снастей бегучего такелажа читайте в нашей статье «Бегучий такелаж: шнуры для фалов и шкотов на парусных яхтах».

Основные компоненты бегучего такелажа и их функции:
  • Фалы – предназначены для вертикальной настройки парусов (подъёма и спуска парусов, рангоута и сигнальной оснастки).
  • Шкоты – управляют горизонтальным положением парусов и отдельными элементами рангоута, например, отвечают за изменение угла поворота паруса («гик-шкот»).
  • Галсы – применяются для горизонтальной настройки углов парусов. Служат для оттягивания и крепления нижнего (галсового) угла паруса к палубе, гику или бушприту.
  • Топенанты – поддерживают конец гика (нок) в горизонтальном положении на ходу или стоянке. Большие суда оснащаются двойными топенантами (на каждый гик).
  • Брасы – позволяют разворачивать парус в горизонтальной плоскости. Например, рантгоутное дерево для управления спинакером (спинакер-гик) фиксируется контр-брасом, протянутым вперёд.

управление яхтой


Как управлять парусом яхты?


Управление парусами осуществляется с помощью специальных механизмов, основными из которых являются блоки, стопора и лебёдки. Они предназначены для регулирования натяжения парусов и фиксации их положения. Работа с данными механизмами позволяет увеличить эффективность маневрирования и снизить физическую нагрузку на членов команды.

На рассматриваемом классе яхт используется четыре основные лебёдки. Использование механизма предполагает строгое выполнение операций при работе с такелажем на яхтах:
  • Линии наматываются на лебёдки строго по часовой стрелке, а шлаги (витки) не должны накладываться друг на друга.
  • Число оборотов (шлагов) влияет на степень натяжения, что позволяет адаптироваться к различным условиям.
  • Фиксирующие устройства (стопоры/«пианино») необходимы для надёжного удержания настроечных линий.
  • Чтобы слегка отпустить (подтравить) верёвку, освободите один шлаг со стопорного устройства и уменьшите натяжение свободного конца.

Особое внимание при работе с лебёдками уделяется технике безопасности, включая правильное крепление яхтенных верёвок и использование защитных перчаток.

Правила безопасности при работе с лебёдками:
  • Исключительно аккуратное обращение с линиями, особенно при наличии больших нагрузок.
  • Постоянный контроль состояния узлов и отсутствие постороннего вмешательства в рабочий процесс.
  • Своевременное снятие рукоятки после завершения манипуляций.

ВЕРНУТЬСЯ К СОДЕРЖАНИЮ

шкоты для яхты


Швартовка яхты


Швартовка яхты – это процесс её фиксации у причала, буя или другого судна с целью временной стоянки. Целью швартовки является надёжное закрепление судна, предотвращающее его перемещение под действием различных внешних условий (ветра, волн и т.д.). Процесс швартовки – ключевой этап постановки яхты на стоянку. Правильная подготовка, грамотный подбор швартовных канатов или шнуров и точное выполнение инструкций обеспечат надёжную фиксацию судна, а также безопасность и комфорт в яхтенной марине.

По назначению (направлению относительно судна) швартовы делят на:
  • Продольные швартовы предотвращают продольное перемещение судна.
  • Шпринги (носовые и кормовые швартовы) создают усилия, препятствующие движению судна вперёд или назад.
  • Прижимные швартовы прижимают судно к причалу в перпендикулярном направлении.

швартовка судна


Материалы для швартовных тросов выбирают в зависимости от условий: полиамид (нейлон) хорошо амортизирует удары, полиэстер (полиэфир) более устойчив к воздействию морской воды и не усаживается, а полипропилен обладает положительной плавучестью. Как выбрать швартовый конец для яхты и других маломерных судов – читайте в нашей статье!

По конструкции разделяют следующие швартовные устройства:
  • Швартовные утки – металлические веретенообразные детали на одной или двух ножках.
  • Швартовные кнехты – прочные металлические тумбы с основанием для равномерного распределения нагрузки.
  • Швартовные кольца – стационарные петли, облегчающие крепление швартовых концов.

Швартовая утка Швартовый кнехт Швартовое кольцо

швартовные устройства на судах

швартовые устройства

shvartov_kolco.jpg


Общие рекомендации:
  • Для успешной швартовки важна координация действий экипажа.
  • Частота использования определяет необходимость регулярного осмотра и ухода за канатами и шнурами, что поможет продлить срок службы швартовных концов.
  • Длина и толщина швартовых концов зависят от размеров судна и окружающих условий.
  • Также следует учитывать и влияние погоды: солнце, ветер, волны и т.п. В статье о различиях между швартовными шнурами и швартовными канатами вы сможете подробнее разобраться в выборе подходящих концов.

ВЕРНУТЬСЯ К СОДЕРЖАНИЮ

швартовый трос и швартовные концы


Значение якоря для яхты


Важнейшим элементом безопасности является якорь, который служит для предотвращения движения судна путём сцепления со дном водоёма.

Для поднятия якоря и цепи на борт используется специальное устройство – якорная лебёдка. Современные механизмы оснащены электроприводом, значительно облегчающим процесс подъёма. Однако существует опасность повреждения пальцев при попадании руки между движущимися частями устройства, поэтому необходимо соблюдать осторожность.

якорное устройство яхты


Внутри носовой части судна расположен специальный контейнер – якорный ящик, предназначенный для хранения якоря, запасной цепи и канатов. Чтобы избежать неприятного запаха ила и песка, накапливающихся на якоре, рекомендуется регулярно промывать использованные цепи чистой водой.

Регулярная проверка состояния якорной цепи крайне важна, ведь коррозия и износ могут существенно повлиять на надёжность всей якорной системы. Либо можно использовать современные синтетические якорные канаты и шнуры, которые не боятся морской воды, ультрафиолета и абразива. О рекомендациях по правильному выбору длины якорного троса читайте в статье «Выбор якорного каната или шнура для маломерных судов».

ВЕРНУТЬСЯ К СОДЕРЖАНИЮ

якорный канат купить


Особые понятия в морской терминологии


Для успешной интеграции в команду и полноценного участия в регате необходимо освоить специальную терминологию. Приведём основные термины и понятия:
  • Наветренная сторона – сторона, обращённая к ветру.
  • Подветренная сторона – обратная сторона, находящаяся в тени ветра.
  • Добрать, набрать – увеличить натяжение, скорректировав позицию паруса.
  • Потравить – ослабить линию, сохранив определённое натяжение.
  • Отдать – освободить линию, развязав узел или сняв зажим.
  • Откренка – перераспределение массы экипажа для стабилизации судна при сильном ветре.
  • Закренка – искусственное создание крена для повышения эффективности парусов при слабом ветре.

Данные понятия критически важны при маневрировании и позиционировании относительно других судов, поэтому их также следует изучить и запомнить каждому начинающему яхтсмену.

ВЕРНУТЬСЯ К СОДЕРЖАНИЮ

яхт команда


Распределение ролей на яхте


Правильное распределение обязанностей позволяет повысить эффективность действий команды и минимизировать риски возникновения аварийных ситуаций. Вот некоторые из возможных позиций на борту:
  • Капитан (шкипер) – главный ответственный за принятие решений и руководство действиями экипажа.
  • Рулевой – человек, управляющий движением судна, находясь за штурвалом.
  • Матросы – выполняют технические операции, такие как установка парусов, выборка шкотов и обеспечение безопасности на борту.

Коммуникация должна осуществляться чётко и ясно, используя стандартизированные выражения и знаки. Экипаж обязан поддерживать порядок и чистоту на борту, следовать правилам распределения ответственности.

Каждый участник экипажа играет важную роль в достижении общей цели, будь то начинающий матрос или опытный моряк. Благодаря совместной работе команда становится единым целым, готовым противостоять любым трудностям.

Ещё одним важным аспектом знакомства с яхтой является умение правильно определять направления относительно её частей. В отличие от наземных ориентиров («вперёд-назад»), на кораблях принято указывать направления относительно корпуса судна:
  • По носу – прямо впереди, по курсу яхты.
  • По корме – прямо позади яхты.
  • На траверзе (левый или правый борт) – сбоку от яхты, примерно под прямым углом к её курсу.

Такие термины помогают членам экипажа быстрее ориентироваться и эффективно взаимодействовать в процессе управления судном.

ВЕРНУТЬСЯ К СОДЕРЖАНИЮ

навигация на яхте безопасность


Выводы и рекомендации


Настоящее руководство призвано облегчить вступление новичков в мир яхтинга. Оно охватывает базовый набор терминов, помогая понять устройство яхты и её управление. Выполнение приведённых рекомендаций, гарантирует безопасное и эффективное участие в регате, позволяя получать удовольствие от путешествия и развития навыков яхтенного спорта. Однако стоит отметить, что конкретные практические советы будут зависеть и от опыта инструктора, а также особенностей конкретной яхты.

Настоятельно рекомендуем дополнительно ознакомиться с материалами специализированной литературы и пройти обучение непосредственно на судне, чтобы закрепить теоретические знания. Регулярно повторяйте полученные знания и активно применяйте их на практике, стремясь совершенствоваться в искусстве управления парусной яхтой.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе всех новостей!