Как выбрать материал якорного каната для маломерного судна?
Каталог
Меню
Для Юридический лиц
+7 812 664-08-08 +7 812 664-09-09 +7 911 005-26-02 info@sail-master.ru Часы работы: 09:00–18:00
 по будням
Розничным покупателям:

Какой материал якорного троса для яхты, катера или лодки лучше?


У начинающих яхтсменов, рыболовов и просто любителей отдыха на воде часто возникает вопрос: как правильно подобрать канат для постановки лодки или катера на якорь? Якорный канат или шнур – важная составляющая снаряжения любого судна, служащая для надёжного его удержания на открытой воде, на течении и в любых погодных условиях. Но при этом нет смысла устанавливать на лёгкий катер или вёсельную лодку стальную якорную цепь. А какие существуют альтернативы?

На сегодняшний день несомненными преимуществами в удобстве применения обладают синтетические канаты, которые не сильно уступают стали в прочности и надёжности. И правильный подбор материала для якорного троса является основой безопасности при эксплуатации маломерных судов.

якорный канат купить


Полипропилен, полиамид или полиэфир? Каждый материал имеет уникальные физические и химические свойства, которые необходимо учитывать при выборе каната. Поэтому в нашей статье речь пойдёт именно об особенностях данных полимеров.

Анализ характеристик материалов (ПП, ПА, ПЭC)


Рассмотрим основные синтетические материалы, используемые в изготовлении якорных концов, и проанализируем их характеристики, сопоставляя с требованиями, предъявляемыми к якорным шнурам.

Свойства Материал
Полипропилен (ПП) Полиамид (ПА) Полиэфир / полиэстер (ПЭC)
Растяжимость
До 10% До 30% До 10%
Устойчивость к УФ
Низкая Высокая Высокая
Износостойкость
Низкая Высокая Высокая
Прочность (тест на разрыв)
До 550 кгс До 750 кгс До 750 кгс
Химическая устойчивость
Устойчив к большинству веществ Устойчив к кислотам и щелочам Устойчив к органическим растворителям

Остановимся на каждой особенности материалов подробнее.

Растяжимость


  • ПП и ПЭC имеют практически нейтральную гигроскопичность, не имеют усадки при намокании и проявляют низкую растяжимость (до 10%) даже на предельных нагрузках, что обеспечивает стабильное положение судна на воде во время якорной стоянки.
  • ПА при намокании усаживается до 15%, а при длительном воздействии воды значительно растягивается под нагрузкой (до 30%), что может значительно нарушать удобство при работе с якорем. При этом стоит учитывать, что данные факторы не являются определяющими – особенно для малого флота и небольших водоёмов.

Устойчивость к УФ


  • ПА и ПЭC высокоустойчивы к воздействию ультрафиолетовых лучей, что позволяет сохранять прочность и надёжность в течение длительного времени. Например, в средней полосе изготовленные из этих материалов изделия могут находиться на открытом пространстве до 5 лет с незначительной потерей своей прочности (до 15–20%).
  • ПП стремительно деградирует под прямым и интенсивным воздействием солнечного света, теряя до 50–60% прочности за один сезон.

Рекомендация: якорные концы из ПП, как правило, используют для вёсельных лодок и лодок ПВХ до 3,6 метров – при условии строгого соблюдения правил хранения. Поэтому любые канаты или верёвки, изготовленные из полипропилена, не следует без необходимости оставлять на открытом пространстве.

якорный канат из какого материала лучше?


Износоустойчивость


  • ПА превосходит остальные материалы по устойчивости к механическим нагрузкам и трению, в том числе и в сочетании с якорными лебёдками.
  • ПЭC также демонстрирует высокую износоустойчивость, но незначительно уступает ПА (на 5–8%).
  • ПП из-за своей химической структуры и ломкости волокон имеет низкую сопротивляемость к поперечным и часто повторяющимся нагрузкам. Поэтому заметно уступает в износостойкости обоим конкурентам, особенно при взаимодействии с вращающимися блоками, лебёдочными системами и другими механическими устройствами.

Прочность


Является одним из наиболее важных показателей. Рассмотрим и сравним оригинальную прочность синтетических материалов на примере самого популярного диаметра (6 мм), применяемого в якорных верёвках для вёсельных лодок типа «Пелла» («Пелла-Фиорд»), лодок ПВХ и моторных катеров до 6 м. Для этого разберёмся в базовых понятиях.

Синтетические канаты изготавливаются из синтетических волокон. Толщина элементарного волокна (нити) характеризуется линейной плотностью по системе «денье» (den). Денье (ден) – это вес 9 километров нити в граммах (1 den равняется 1 г на 9000 м нити). И чем выше значение линейной плотности, тем больше плотность и толщина нити.

Средние разрывные характеристики элементарной нити рассматриваемых нами синтетических материалов варьируются в следующих пределах:
  • ПП: 5,5–6 г / 1 ден;
  • ПА: 8,0–8,4 г / 1 ден;
  • ПЭC: 7,8–8,5 г / 1 ден;

Таким образом, по средним значениям разрывной прочности для типичных диаметров (6 мм):
  • ПП – до 550 кгс;
  • ПА и ПЭC – до 750 кгс.

Однако, не стоит забывать, что ПП сильно теряет прочность при длительном пребывании на свету и подвергается значительным изменениям при интенсивных нагрузках, а ПА – имеет усадку при постоянном воздействии воды.

Полиэфир канат (полиэстер)


Применение материалов на российских и зарубежных рынках


Российские производители предлагают широкую линейку якорных канатов из всех трёх материалов. Около 50% рынка приходится на продукцию из ПП, что объясняется его доступной ценой и привычкой потребителей.

На международных рынках сложилась другая тенденция: европейские производители отдают предпочтение ПЭC (около 80% рынка), подчёркивая важность безопасности и долговечности.

Рекомендации по применению


Исходя из всех характеристик, ПП оправдано использовать только на закрытых небольших водоёмах на небольших судах (вёсельные лодки, лодки ПВХ до 3,6 м) и при строгом соблюдением условий хранения, исключающем прямой солнечный свет.

ПА и ПЭC – оптимальные материалы для подавляющего числа судов, включая моторные катера и яхты, благодаря сочетанию прочности, устойчивости к УФ и износу. Основными отличиями у них будут являться растяжимость и мягкость, так как ПА сокращается при соприкосновении с водой, а структура его сжимается и становится более грубой.

При этом якорные канаты из всех вышеописанных материалов широко представлены как на маркетплейсах, так и в специализированных магазинах.

Ассортимент якорных канатов и шнуров SailMaster


Канат якорный крученый Anchor Line

Высокопрочный якорный трёхпрядный канат, созданный специально для оснащения яхт, маломерных судов и катеров. Производится из полиэстера PES HT, что гарантирует долгий срок службы и устойчивость к УФ и морской воде. Благодаря технологии тросовой свивки Double Twist канат приобретает максимально ровную и гладкую поверхность по всей длине. Якорный канат Anchor Line обладает высокой износостойкостью, прочностью на разрыв, хорошей гибкостью и амортизацией рывков. Легко тонет, не впитывает воду и не усаживается, а также имеет малую растяжимость под нагрузкой.

трос для якорных лебедок


Характеристики:
  • Материал: PES HT (Polyester High Tenacity);
  • Трёхпрядная конструкция тросовой свивки;
  • Инновационная технология скрутки Double Twist;
  • Высокая износоустойчивость и прочность;
  • Легкотонущий;
  • Стойкость к морской воде и превосходная защита от УФ;
  • Низкая гигроскопичность;
  • Способность к амортизации;
  • Малая растяжимость;
  • Хорошая гибкость;
  • Цвет: тёмно-синий Navy Blue.

Более бюджетным вариантом может стать якорный шнур двойного плетения из светостабилизированного полипропилена – Anchor Cord.

Шнур якорный Anchor Cord

Плетёный якорный шнур для оснащения маломерных судов, лодок и катеров. Шнур не проскальзывает в руке и способен амортизировать рывки. Защищён от агрессивной среды и УФ. Якорный трос Anchor Cord не тонет в воде, что уменьшает риск потери шнура и якоря при незакреплённом сбросе.

шнур для якорной лебедки


Характеристики:
  • Доступная альтернатива более дорогим шнурам из полиэстера;
  • Материал: сердечник и оплётка из PP со светостабилизацией;
  • Двойное плетение;
  • Износоустойчивый;
  • Низкая растяжимость;
  • Хорошая гибкость;
  • Фактурная оплётка не проскальзывает в руках;
  • Способность к амортизации;
  • Стойкость к морской воде и базовая защита от УФ;
  • Положительная плавучесть и нулевая гигроскопичность;
  • Цвет: чёрный с синей прядью.

Заключение


Изучив сравнительные характеристики материалов, мы видим чёткое разделение областей их применения. Если требуется экономия и вы готовы регулярно проверять состояние каната, то ПП остаётся доступным вариантом. Однако, если акцент делается на безопасность и долговечность, выбор однозначно должен остановиться на изделиях из ПА или ПЭC.

Полиамид и полиэстер (полиэфир) – это два достойных конкурента по прочности и износоустойчивости, имеющие хорошую защиту от УФ-излучения. Но стоит учитывать их основное отличие в растяжимости и мягкости: ПА сокращается при соприкосновении с водой, при этом структура его сжимается и становится грубой.

Подробнее о правильном подборе якорного каната или шнура для маломерных судов (яхт, катеров и т.п.) – читайте в другой нашей статье!

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе всех новостей!