Выбор якоря, оборудования и якорного шнура для лодок ПВХ
ПВХ-лодки завоевали огромную популярность среди рыболовов-любителей и туристов благодаря своей доступности, лёгкости и удобству транспортировки. Вместе с тем, правильное оснащение качественным якорным оборудованием является обязательным условием безопасного и комфортного отдыха на воде, а также надёжной фиксации лодки на точке ловли. В нашей статье мы предоставим свои рекомендации по шнурам для якорной стоянки и поможем разобраться, какой якорь для лодки ПВХ лучше выбрать.
Рассмотрим три наиболее популярных варианта:
Некоторые модификации вышеописанных якорей обладают вторым кольцом, располагаемым на тренде – на веретене снизу, вблизи лап. Наличие такого кольца, позволит прикреплять к нему страховочную верёвку. Её применение способствует предотвращению потери якоря при глухом зацепе за грунт или подводные препятствия. В случае невозможности обычного подъёма якоря, страховочная верёвка даёт возможность аккуратно освободить его путём переворачивания.
Также возможно крепление якорной верёвки только к нижнему кольцу. В таком случае через верхнее кольцо верёвку не пропускают, а крепят к нему с помощью, например, небольшого хомута или тонкой проволоки. Дёрнув якорный шнур при глухом зацепе, оборвётся именно хомут/проволока, а конструкция перевернётся лапами вниз, тем самым высвободив якорь. Это минимизирует риск поломки якоря и обрыв якорного шнура.
Как подобрать вес якоря? Оптимальный показатель рассчитывается индивидуально исходя из размеров лодки и ожидаемой интенсивности эксплуатации. Но существует и несколько простых методик расчёта:
Например, для лодки площадью днища 3 м2 вес якоря должен составить около 3 кг (либо два якоря по 1,5 кг). Лодки, зарегистрированные в ГИМС, должны оснащаться якорем весом не менее 5 кг.
Применение двух якорей оптимально для крупных лодок, которым требуется дополнительная устойчивость на воде, особенно в условиях сильного ветра, течения или неспокойной поверхности водоёма. Использование пары якорей позволяет добиться самой надёжной фиксации судна, исключающей его произвольный разворот и смещение с установленной точки, особенно при использовании эхолотов с системой сканирования в реальном времени.
Если вы часто рыбачите в различных условиях, стоит иметь два разных якоря: меньшего веса – для спокойной воды и более тяжёлый – для штормовой погоды.
Перед первой постановкой на якорь рекомендуется проверить его на небольшом расстоянии от берега и мелководье, чтобы убедиться в отсутствии нежелательных зацепов за подводные препятствия, а также проверить эффективность фиксации на грунте и удержания лодки на точке.
Материал якорного шнура играет ключевую роль в его функциональности и долговечности. В настоящее время популярность завоевали синтетические материалы, обладающие высокими прочностными свойствами и устойчивостью к негативным воздействиям окружающей среды, а также абразиву на дне водоёма:
Следует избегать натуральных волокон (хлопок, лён), которые подвержены гниению, а также быстрее разрушаются в водной среде, при воздействии абразива и солнца.
Для лодок ПВХ обычно рекомендуется диаметр 6–8 мм. Тонкий шнур (менее 6 мм) может нанести травмы рукам при выборке якоря и повредить материал баллонов, а толстый (более 8 мм) – может быть менее удобен в эксплуатации и займёт больше места.
На сайте бренда SailMaster всегда в наличии все необходимые шнуры и канаты для оснащения ПВХ-лодок, в том числе и якорные.
Характеристики:
В качестве альтернативы можно использовать крученый трёхпрядный канат диаметром 6–8 мм.
Характеристики:
Якорные лебёдки предназначены для ручной или автоматической выборки и отдачи якоря, облегчая эксплуатацию лодки. Они позволяют экономить силы и сокращают время, затрачиваемое на манипуляции с якорем. Наиболее популярны электрические лебёдки, оснащённые пультом дистанционного управления и автоматическим сбросом якоря.
Якорный рым (рым-утка) – это специальное крепление, устанавливаемое на баллоне лодки ПВХ. Основное назначение рыма – фиксация якорной верёвки, что обеспечивает надёжность и высокую скорость работы с якорем.
Роульсы (ролики) – направляющие ролики, позволяющие плавно подавать и наматывать якорный канат. Они защищают борта или баллоны лодки ПВХ от повреждений и делают процесс работы с якорем более комфортным.
Роульс-утка – это объединённый элемент оборудования для лодок, используемых при якорной стоянке. Он совмещает рым, предназначенный для фиксации якорного троса, и роульс (якорный ролик), что облегчает скольжение троса по баллону при подъёме и спуске якоря.
Носовые электромоторы с GPS (моторгайды, электрические якоря) – самые современные автоматизированные системы удержания на точке, используемые, в первую очередь, на катерах, но также применяемые и для ПВХ-лодок. Электроякоря работают в совокупности при ловле рыбы с лодки с эхолотами. Особенно это важно при использовании рыбопоисковых систем с режимом сканирования в реальном времени. Из недостатков данных систем можно выделить:
В предыдущей статье мы рассказывали о правильном подборе якорного каната или шнура для маломерных судов (яхт, катеров и т.п.) – будем рады, если эта информация также будет вам полезна!
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе всех новостей!
Лучший якорь для лодки ПВХ
Постановка на якорь начинается с подбора якоря. Основной функцией якоря является обеспечение надёжной фиксации лодки на заданном участке водоёма в любых погодных условиях, противодействуя воздействию ветра и течения. Выбор якоря для лодки ПВХ определяется такими факторами, как тип грунта, размеры лодки, гидрометеорологические условия и ожидаемая интенсивность эксплуатации.Типы якорей
Рассмотрим три наиболее популярных варианта:
- Складной якорь «Кошка». Самый доступный и распространённый вариант в силу, как правило, более простой конструкции и изготовления из более дешёвых материалов. Лёгкий якорь состоит из веретена и двух-трёх-четырёх складных лап, благодаря чему максимально компактен в сложенном виде и удобен для использования, транспортировки и хранения. Идеален на мягких (песчаных и глинистых) грунтах, но плохо работает с каменистым или илистым дном.
- Якорь «Гриб». Представляет собой компактную конструкцию с плоской увесистой подошвой и центральным стержнем. Специальная грибовидная форма позволяет надёжно фиксироваться на вязких грунтах и сохранять устойчивость к сильному ветру и бурному течению. Кроме того, такая форма без острых деталей наиболее безопасна для надувных бортов лодки. «Якорь-грибок» хорошо зарекомендовал себя на мягких, илистых и песчаных грунтах, но достаточно ограничен в эффективности на твёрдых грунтах.
- Якорь Матросова/Денфорта («якорь-незацепляйка/непотеряйка»). Надёжная монолитная конструкция с подвижным веретеном и острыми лезвиями, проникающими глубоко в грунт. Предназначен для тяжёлых условий эксплуатации и характеризуется высоким уровнем удерживающей силы на большинстве типов грунтов. Кроме того, конструкция якоря позволяет проще высвобождать якорь, даже в случае зацепов. Отлично подходит для плотного песчаного дна. Из-за заострённых лап чаще используются на катерах и лодках с жёстким корпусом, но применяется и на ПВХ-лодках опытными рыбаками.
Некоторые модификации вышеописанных якорей обладают вторым кольцом, располагаемым на тренде – на веретене снизу, вблизи лап. Наличие такого кольца, позволит прикреплять к нему страховочную верёвку. Её применение способствует предотвращению потери якоря при глухом зацепе за грунт или подводные препятствия. В случае невозможности обычного подъёма якоря, страховочная верёвка даёт возможность аккуратно освободить его путём переворачивания.
Также возможно крепление якорной верёвки только к нижнему кольцу. В таком случае через верхнее кольцо верёвку не пропускают, а крепят к нему с помощью, например, небольшого хомута или тонкой проволоки. Дёрнув якорный шнур при глухом зацепе, оборвётся именно хомут/проволока, а конструкция перевернётся лапами вниз, тем самым высвободив якорь. Это минимизирует риск поломки якоря и обрыв якорного шнура.
Вес якоря для лодки ПВХ
Как подобрать вес якоря? Оптимальный показатель рассчитывается индивидуально исходя из размеров лодки и ожидаемой интенсивности эксплуатации. Но существует и несколько простых методик расчёта:
- По площади днища лодки. Общий вес якоря в килограммах должен составлять примерно 1% от площади днища лодки в квадратных метрах. Для более длинных лодок можно использовать два якоря, суммарный вес которых также должен составлять 1% от площади днища;
- По загрузке лодки. Якорь должен держать нагрузку, составляющую примерно 1-2% от полной загрузки лодки.
Например, для лодки площадью днища 3 м2 вес якоря должен составить около 3 кг (либо два якоря по 1,5 кг). Лодки, зарегистрированные в ГИМС, должны оснащаться якорем весом не менее 5 кг.
Применение двух якорей оптимально для крупных лодок, которым требуется дополнительная устойчивость на воде, особенно в условиях сильного ветра, течения или неспокойной поверхности водоёма. Использование пары якорей позволяет добиться самой надёжной фиксации судна, исключающей его произвольный разворот и смещение с установленной точки, особенно при использовании эхолотов с системой сканирования в реальном времени.
Если вы часто рыбачите в различных условиях, стоит иметь два разных якоря: меньшего веса – для спокойной воды и более тяжёлый – для штормовой погоды.
Перед первой постановкой на якорь рекомендуется проверить его на небольшом расстоянии от берега и мелководье, чтобы убедиться в отсутствии нежелательных зацепов за подводные препятствия, а также проверить эффективность фиксации на грунте и удержания лодки на точке.
Верёвка для якоря ПВХ-лодки
Материал шнура для постановки на якорь
Материал якорного шнура играет ключевую роль в его функциональности и долговечности. В настоящее время популярность завоевали синтетические материалы, обладающие высокими прочностными свойствами и устойчивостью к негативным воздействиям окружающей среды, а также абразиву на дне водоёма:
- Капрон (полиамид). Отличается наибольшей прочностью и стойкостью к истиранию, что позволяет применять его в экстремальных условиях. К минусам можно отнести высокую стоимость, а также усадку и потерю прочности до 15–20% при намокании;
- Полиэстер (полиэфир). Показывает отличную долговечность и устойчивость к абразивному износу, УФ-лучам и воздействию внешней среды. Материал не впитывает воду и даже при намокании сохраняет свои свойства, но имеет высокую стоимость;
- Полипропилен (светостабилизированный). Самый доступный, лёгкий и, что немаловажно, плавучий материал, идеально подходящий для лодок ПВХ любых размеров.
Следует избегать натуральных волокон (хлопок, лён), которые подвержены гниению, а также быстрее разрушаются в водной среде, при воздействии абразива и солнца.
Диаметр шнура для якоря лодок ПВХ
Диаметр якорных концов должен быть оптимальным для удобства использования и сохранения необходимого уровня прочности. Минимально допустимая толщина – 6 мм. Средние и крупные лодки (до 500 кг загрузки) требуют трос диаметром от 8 мм, что обеспечит повышенную прочность и дополнительное удобство управления судном.Для лодок ПВХ обычно рекомендуется диаметр 6–8 мм. Тонкий шнур (менее 6 мм) может нанести травмы рукам при выборке якоря и повредить материал баллонов, а толстый (более 8 мм) – может быть менее удобен в эксплуатации и займёт больше места.
Длина якорного конца
Рекомендуемая минимальная длина якорного троса должна быть в 2,5–3 раза больше глубины водоёма, где планируется размещение лодки. Например, при глубине 5 метров длина каната должна составлять не менее 12,5–15 метров. Рекомендуется добавлять 10–15% на компенсацию неблагоприятного влияния внешних факторов (ветер, течение).На сайте бренда SailMaster всегда в наличии все необходимые шнуры и канаты для оснащения ПВХ-лодок, в том числе и якорные.
Ассортимент якорных канатов и шнуров SailMaster
Шнур якорный Anchor Cord
Плетёный якорный шнур для оснащения маломерных судов, лодок и катеров. Шнур не проскальзывает в руке и способен амортизировать рывки. Защищён от агрессивной среды и УФ. Якорный трос Anchor Cord не тонет в воде, что уменьшает риск потери шнура и якоря при незакреплённом сбросе.
Характеристики:
- Доступная альтернатива более дорогим шнурам из полиэстера;
- Материал: сердечник и оплётка из PP со светостабилизацией;
- Двойное плетение;
- Износоустойчивый;
- Низкая растяжимость;
- Хорошая гибкость;
- Фактурная оплётка не проскальзывает в руках;
- Способность к амортизации;
- Стойкость к морской воде и базовая защита от УФ;
- Положительная плавучесть и нулевая гигроскопичность;
- Цвет: чёрный с синей прядью.
В качестве альтернативы можно использовать крученый трёхпрядный канат диаметром 6–8 мм.
Канат якорный крученый Anchor Line
Высокопрочный якорный трёхпрядный канат, созданный специально для оснащения яхт, маломерных судов и катеров. Производится из полиэстера PES HT, что гарантирует долгий срок службы и устойчивость к УФ и морской воде. Благодаря технологии тросовой свивки Double Twist канат приобретает максимально ровную и гладкую поверхность по всей длине. Якорный канат Anchor Line обладает высокой износостойкостью, прочностью на разрыв, хорошей гибкостью и амортизацией рывков. Легко тонет, не впитывает воду и не усаживается, а также имеет малую растяжимость под нагрузкой.
Характеристики:
- Материал: PES HT (Polyester High Tenacity);
- Трёхпрядная конструкция тросовой свивки;
- Инновационная технология скрутки Double Twist;
- Высокая износоустойчивость и прочность;
- Легкотонущий;
- Стойкость к морской воде и превосходная защита от УФ;
- Низкая гигроскопичность;
- Способность к амортизации;
- Малая растяжимость;
- Хорошая гибкость;
- Цвет: тёмно-синий Navy Blue.
Дополнительное якорное оборудование лодок ПВХ для рыбалки и туризма
Якорные лебёдки, рымы и роульсы
Якорные лебёдки предназначены для ручной или автоматической выборки и отдачи якоря, облегчая эксплуатацию лодки. Они позволяют экономить силы и сокращают время, затрачиваемое на манипуляции с якорем. Наиболее популярны электрические лебёдки, оснащённые пультом дистанционного управления и автоматическим сбросом якоря.
Якорный рым (рым-утка) – это специальное крепление, устанавливаемое на баллоне лодки ПВХ. Основное назначение рыма – фиксация якорной верёвки, что обеспечивает надёжность и высокую скорость работы с якорем.
Роульсы (ролики) – направляющие ролики, позволяющие плавно подавать и наматывать якорный канат. Они защищают борта или баллоны лодки ПВХ от повреждений и делают процесс работы с якорем более комфортным.
Роульс-утка – это объединённый элемент оборудования для лодок, используемых при якорной стоянке. Он совмещает рым, предназначенный для фиксации якорного троса, и роульс (якорный ролик), что облегчает скольжение троса по баллону при подъёме и спуске якоря.
Моторгайды
Носовые электромоторы с GPS (моторгайды, электрические якоря) – самые современные автоматизированные системы удержания на точке, используемые, в первую очередь, на катерах, но также применяемые и для ПВХ-лодок. Электроякоря работают в совокупности при ловле рыбы с лодки с эхолотами. Особенно это важно при использовании рыбопоисковых систем с режимом сканирования в реальном времени. Из недостатков данных систем можно выделить:
- Высокую стоимость;
- Зависимость от электропитания;
- Необходимость в дополнительном месте для размещения.
Заключение
Грамотный подход к выбору якорного оснащения для лодки ПВХ и правильная постановка на якорь гарантирует высокий уровень безопасности и комфорта на воде, а также повысит эффективность ловли в перспективной точке водоёма. Следуя предложенным рекомендациям, вы создадите надёжную систему удержания и улучшите опыт владения плавсредством.В предыдущей статье мы рассказывали о правильном подборе якорного каната или шнура для маломерных судов (яхт, катеров и т.п.) – будем рады, если эта информация также будет вам полезна!
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе всех новостей!