Выбор якорного каната или шнура для маломерных судов
Выбор якорного конца – важная задача для владельца парусной яхты, катера или другого небольшого судна. От качества каната или шнура зависит не только безопасность стоянки судна в марине, бухте или заливе, но и комфорт работы экипажа во время процесса якорения. В этой статье мы разберём подробнее основные факторы выбора якорного троса для яхт и катеров. О подборе якорной верёвки для лодки ПВХ расскажем отдельно.
Упрощённые вычисления длины якорного троса для маломерного судна выглядят следующим образом:
Длина каната = [глубина якорной стоянки судна] × 3–5 + [длина корпуса судна]
Например, если глубина стоянки равна 7 м, а длина судна – 5 м, расчёт будет выглядеть так:
Длина каната = (7 метров × 3–5) + (5 метров) = 26–40 метров
Данные расчёты будут актуальны для спокойных условий и ровного дна, постепенно повышающегося в сторону берега/возможного дрейфа, с хорошим (вязким) грунтом из ила и глины.
При точном подборе якорного троса для маломерного судна важно учитывать следующие факторы:
И, конечно, стоит учитывать глубину якорной стоянки и возможные изменения гидрометеорологических условий.
Приливы и отливы тоже играют важную роль в процессе постановки на якорь и подборе необходимой длины троса. Поэтому глубина якорной стоянки должна измеряться не по глубине под судном во время постановки на якорь, а по потенциально максимальной глубине. Как правило, на подобные явления может закладываться до 15% длины.
Преимущества:
Недостатки:
На практике для якорения маломерных судов используются преимущественно канаты из полиэстера повышенной прочности (PES HT), которые очень хорошо тонут и не впитывают воду. Кроме того, полиэстеровые 3-прядные тросы способны растягиваться до 10-12%. Это необходимо для амортизации рывков и ударов, что в свою очередь уменьшает нагрузку и вероятность повреждения якорного снаряжения и судна.
Преимущества:
Недостатки (по сравнению со сталью):
Особое внимание уделяется типу конструкции:
Преимущества:
Недостатки:
Высокая мягкость, износоустойчивость, прочность, малый вес, а также защита от УФ и коррозии делают канаты и шнуры из полиэстера наиболее востребованными в качестве якорных тросов для яхт и катеров. Для небольших катеров и ПВХ-лодок допустимо применять более доступные якорные шнуры двойного плетения из светостабилизированного полипропилена.
Характеристики:
Более бюджетным вариантом может стать якорный шнур двойного плетения из светостабилизированного полипропилена – Anchor Cord.
Характеристики:
Если вы планируете регулярно вставать на якорь в сложных условиях, следует взять на борт более длинный трос. Чем больше у вас троса, тем сильнее он может растянуться. Как упоминалось выше, растяжение троса поглощает удары, что снижает нагрузку на палубные крепления, но, что более важно, делает пребывание на борту более комфортным.
Помните, что натянутый под острым углом канат (или цепь) при сильных порывах ветра и волнениях может вырвать якорь с грунта. Увеличение же длины троса уменьшает угол между судном и якорем на дне. Это снизит вероятность того, что якорь будет поднят тросом, а также увеличит удерживающую силу, предотвращающую протаскивание.
Правильный выбор якорного шнура или каната обеспечит безопасность судна. Важно учитывать размер судна, тип грунта и глубину стоянки. Используйте качественные тросы и регулярно проверяйте их состояние для предотвращения опасных ситуаций на воде.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе всех новостей!
Как подобрать якорный трос?
В среднем, достаточная длина якорного фала для маломерных судов обычно составляет 30–45 метров. При сильном же ветре или неспокойной поверхности воды необходимо увеличение длины – для наилучшей фиксации и обеспечения оптимального (горизонтального) положения якоря относительно грунта.
Упрощённые вычисления длины якорного троса для маломерного судна выглядят следующим образом:
Длина каната = [глубина якорной стоянки судна] × 3–5 + [длина корпуса судна]
Например, если глубина стоянки равна 7 м, а длина судна – 5 м, расчёт будет выглядеть так:
Длина каната = (7 метров × 3–5) + (5 метров) = 26–40 метров
Данные расчёты будут актуальны для спокойных условий и ровного дна, постепенно повышающегося в сторону берега/возможного дрейфа, с хорошим (вязким) грунтом из ила и глины.
При точном подборе якорного троса для маломерного судна важно учитывать следующие факторы:
Размер судна и диаметр фала
Размер и вес вашего судна непосредственно определяет толщину необходимого конца и частично длину. Чем больше лодка или яхта, тем толще и длиннее должен быть якорный трос.Длина судна, м | до 3 | 6-8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 14 | 16 | 18 | 24 |
Вес судна, т | до 1 | 2 | 4 | 5 | 7 | 8 | 11 | 12 | 20 | 22 |
Якорный трос, Ø мм |
5-6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 28 | 20 | 22 | 24 |
И, конечно, стоит учитывать глубину якорной стоянки и возможные изменения гидрометеорологических условий.
Гидрометеорологическая обстановка
Погодные условия и степень волнения, при которых планируется выход на воду или при внезапном их изменении, сильно влияют на выбор типа якорного троса и его длину. Например, в условиях неспокойного моря лучше выбрать стальную цепь или комбинированную систему (цепь+канат). При самых простых расчётах:- Якорная стальная цепь должна быть как минимум в 3 раза длиннее глубины. При шторме соотношение будет уже 7:1;
- Для синтетических тросов и комбинированных систем рекомендованное соотношение составляет 5:1. То есть на каждый метр глубины воды у вас будет 5 метров линии. Соотношение 7:1 будет оптимальным при силе ветра до 15 м/ч, но в случае шторма длина якорной системы должна быть в 10 раз больше глубины стоянки.
Приливы и отливы тоже играют важную роль в процессе постановки на якорь и подборе необходимой длины троса. Поэтому глубина якорной стоянки должна измеряться не по глубине под судном во время постановки на якорь, а по потенциально максимальной глубине. Как правило, на подобные явления может закладываться до 15% длины.
Тип и рельеф дна
Тип грунта водоёма напрямую влияет на эффективность удержания якоря. Классификация грунтов производится исходя из степени удерживающей способности якорей и подразделяет их следующим образом:- Хороший (вязкий) грунт – характеризуется высокой степенью сцепления и представлен преимущественно связными осадочными породами: песчаный ил, чистый ил, глинистый ил, глины различных типов;
- Средний (рыхлый) грунт – отличается умеренной сцепляемостью и включает сыпучие материалы: мелкая галька, гравий, различные виды песка, песчано-илистая смесь, фрагменты раковин моллюсков;
- Плохой (скальный) грунт – обладает крайне низкой способностью удерживать якоря и состоит из твердых, каменистых образований: плиты, крупные обломочные породы (глыбовые отложения), каменные блоки, монолитные образования типа скал и крупных валунов.
НЕ ПРАВИЛЬНО Постановка на якорь (короткий шнур) |
ПРАВИЛЬНО Постановка на якорь (длинный шнур) |
![]() |
![]() |
Основные типы якорных тросов
1. Стальные якорные цепи
Стальная цепь обладает высокой прочностью и долговечностью. Она обеспечивает более надёжное сцепление якоря с дном благодаря своему весу. Однако стальная цепь в разы тяжелее синтетического каната, что затрудняет её использование на малых судах.Преимущества:
- Высокая прочность;
- Хорошее сцепление с грунтом;
- Долговечность;
- Нулевая гигроскопичность.
Недостатки:
- Очень большой вес и габариты;
- Может повредить корпус судна;
- Требует дополнительного ухода для защиты от коррозии.
2. Синтетические якорные шнуры и канаты
Тросы из полиэстера, полипропилена или полиамида обладают особой мягкостью и гораздо легче стальных. Они хорошо поглощают рывки, удары волн, а также просты в эксплуатации и бухтовании.На практике для якорения маломерных судов используются преимущественно канаты из полиэстера повышенной прочности (PES HT), которые очень хорошо тонут и не впитывают воду. Кроме того, полиэстеровые 3-прядные тросы способны растягиваться до 10-12%. Это необходимо для амортизации рывков и ударов, что в свою очередь уменьшает нагрузку и вероятность повреждения якорного снаряжения и судна.
Преимущества:
- Лёгкость;
- Гибкость;
- Отрицательная плавучесть;
- Низкая гигроскопичность;
- Амортизация динамических нагрузок;
- Простота обслуживания.
Недостатки (по сравнению со сталью):
- Меньшая абразивная стойкость;
- Меньший вес обеспечивает меньшее сцепление с грунтом
Особое внимание уделяется типу конструкции:
- Крученые канаты отличаются более долгим сроком службы, большей износоустойчивостью и прочностью на разрыв, а также хорошей гибкостью;
- Плетёные шнуры представляют собой альтернативу крученым канатам и могут применяться в случаях, где требуется более ровная и гладкая поверхность троса при отдаче и выборке якоря;
- В ситуациях, связанных с большими глубинами, сильными течениями или сильным ветром, возможно использование канатов со свинцовым сердечником либо комбинацию швартовного каната с цепью на конце.
3. Комбинированные системы (цепь + канат)
Комбинированная система сочетает преимущества обоих типов. Цепь используется на участке, расположенном ближе ко дну (для лучшего прижатия якоря к грунту), и составляет примерно 15% длины всей линии, применяемой на маломерном судне. Канат же облегчает подъём якоря, что уменьшает общий вес всей конструкции.Преимущества:
- Оптимальное сочетание прочности и лёгкости;
- Удобство эксплуатации;
- Большая долговечность.
Недостатки:
- Необходимость дополнительного соединения между цепью и канатом.
Высокая мягкость, износоустойчивость, прочность, малый вес, а также защита от УФ и коррозии делают канаты и шнуры из полиэстера наиболее востребованными в качестве якорных тросов для яхт и катеров. Для небольших катеров и ПВХ-лодок допустимо применять более доступные якорные шнуры двойного плетения из светостабилизированного полипропилена.
Ассортимент якорных канатов и шнуров SailMaster
Канат якорный крученый Anchor Line
Высокопрочный якорный трёхпрядный канат, созданный специально для оснащения яхт, маломерных судов и катеров. Производится из полиэстера PES HT, что гарантирует долгий срок службы и устойчивость к УФ и морской воде. Благодаря технологии тросовой свивки Double Twist канат приобретает максимально ровную и гладкую поверхность по всей длине. Якорный канат Anchor Line обладает высокой износостойкостью, прочностью на разрыв, хорошей гибкостью и амортизацией рывков. Легко тонет, не впитывает воду и не усаживается, а также имеет малую растяжимость под нагрузкой.
Характеристики:
- Материал: PES HT (Polyester High Tenacity);
- Трёхпрядная конструкция тросовой свивки;
- Инновационная технология скрутки Double Twist;
- Высокая износоустойчивость и прочность;
- Легкотонущий;
- Стойкость к морской воде и превосходная защита от УФ;
- Низкая гигроскопичность;
- Способность к амортизации;
- Малая растяжимость;
- Хорошая гибкость;
- Цвет: тёмно-синий Navy Blue.
Более бюджетным вариантом может стать якорный шнур двойного плетения из светостабилизированного полипропилена – Anchor Cord.
Шнур якорный Anchor Cord
Плетёный якорный шнур для оснащения маломерных судов, лодок и катеров. Шнур не проскальзывает в руке и способен амортизировать рывки. Защищён от агрессивной среды и УФ. Якорный трос Anchor Cord не тонет в воде, что уменьшает риск потери шнура и якоря при незакреплённом сбросе.
Характеристики:
- Доступная альтернатива более дорогим шнурам из полиэстера;
- Материал: сердечник и оплётка из PP со светостабилизацией;
- Двойное плетение;
- Износоустойчивый;
- Низкая растяжимость;
- Хорошая гибкость;
- Фактурная оплётка не проскальзывает в руках;
- Способность к амортизации;
- Стойкость к морской воде и базовая защита от УФ;
- Положительная плавучесть и нулевая гигроскопичность;
- Цвет: чёрный с синей прядью.
Заключение
Как показывает практика, в спокойных условиях, при слабом ветре и спокойном море, 5 метров якорного троса на каждый 1 метр глубины стоянки более чем достаточно. При более сложных условиях следует использовать большие длины.Если вы планируете регулярно вставать на якорь в сложных условиях, следует взять на борт более длинный трос. Чем больше у вас троса, тем сильнее он может растянуться. Как упоминалось выше, растяжение троса поглощает удары, что снижает нагрузку на палубные крепления, но, что более важно, делает пребывание на борту более комфортным.
Помните, что натянутый под острым углом канат (или цепь) при сильных порывах ветра и волнениях может вырвать якорь с грунта. Увеличение же длины троса уменьшает угол между судном и якорем на дне. Это снизит вероятность того, что якорь будет поднят тросом, а также увеличит удерживающую силу, предотвращающую протаскивание.
Правильный выбор якорного шнура или каната обеспечит безопасность судна. Важно учитывать размер судна, тип грунта и глубину стоянки. Используйте качественные тросы и регулярно проверяйте их состояние для предотвращения опасных ситуаций на воде.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе всех новостей!