Подробная инструкция по изготовлению огона на трёхпрядном канате
Огоном называют специальную постоянную петлю, сформированную на конце или вдоль стальной или синтетической верёвки (каната/троса) путём переплетения его прядей по аналогии с процессом сплеснивания. Его главное предназначение – надёжное крепление каната к разным объектам: швартовным устройствам, блокам, карабинам, другим судовым конструкциям и приспособлениям, а также при такелажных работах.
Конечно, некоторые типы узлов, такие как булинь, также позволяют сформировать петлю на конце каната. Однако использование узлов негативно сказывается на прочности, поскольку при завязывании возникают многочисленные перегибы. Например, уже упомянутый булинь уменьшает прочность каната почти на 40%, другие же распространённые узлы приводят к снижению порядка 30%. Хотя такая потеря допустима в стандартных ситуациях, она абсолютно недопустима при выполнении сложных и ответственных задач, таких как швартовка, постановка на якорь или буксировка. Именно в таких случаях оптимальным решением становится применение огона, позволяющего сохранять до 95% исходной прочности каната.
Важно учитывать, что огон формируется один раз и остаётся постоянным, в отличие от обычных узлов, которые можно легко развязать. Соответственно, правильное выполнение огона требует большего опыта и значительных временных затрат.
Огон на 3х-прядном канате
Огон на трёхпрядном канате является самым надёжным видом петли и широко применяется в морском деле благодаря высокой безопасности и устойчивости к нагрузкам. Он отличается прочностью и долговечностью, так как при его изготовлении внутренние структуры троса остаются практически неизменёнными, обеспечивая равномерное распределение нагрузок.
Стоит отметить, что качественно выполненный огон выдерживает значительные нагрузки, не ослабляя сам канат и исключая риск разрыва или повреждения места крепления.
Основные этапы изготовления огона
Процесс включает несколько ключевых шагов, обеспечивающих надёжность результата.
Этап 1. Подготовка материалов и инструмента
Для начала вам понадобятся:
- Трёхпрядный канат подходящего диаметра и длины;
- Специальный нож-триммер для резки и обработки края троса;
- Нить, бумажный скотч или изолента для фиксации прядей;
- Инструмент для затяжки прядей и проверки качества петель (например, плоскогубцы);
- Зажигалка.
Этап 2. Разделение прядей
Длина отрезка, который будет протягиваться внутрь самого каната в процессе пробивки, должна быть равна минимум 3-4 пробивкам плюс ~5 см – для удобства работы с прядями. Затем поставьте марку или обмотайте это место изолентой, чтобы канат не расплетался сильнее, и аккуратно отделите пряди друг от друга.
Используйте изоленту, чтобы также зафиксировать края прядей и предотвратить их дальнейшее расплетение.
Этап 3. Создание основы петли
Создайте петлю необходимого размера, исходя из целей её использования. Например, для прикрепления каната к коушу ширина петли огона должна соответствовать размеру коуша. Для работы же со швартовными утками и кнехтами отмерьте от конца каната длину равную примерно 80 см, из которых длина рабочей части огона составит около 60 см.
В начале процесса сплеснивания каната средней ходовой прядью станет центральная прядь (здесь – под номером 2), а оставшиеся пряди будут являться правой и левой ходовой соответственно (здесь – под номерами 3 и 1). Коренными прядями же являются неразделённые пряди каната.
Этап 4. Пробивка прядей
Каждая из трёх ходовых прядей последовательно пробивается (протягивается) под соответствующими коренными прядями каната, создавая основу будущей петли.
Основной принцип – последовательно пропускать каждую прядь снизу вверх, чётко придерживаясь заданного направления. Сначала средняя ходовая прядь (2) заводится под ближайшую коренную прядь, двигаясь против направления спуска прядей. Затем левая ходовая прядь (1) направляется под следующую коренную прядь слева, одновременно удерживая предыдущую коренную прядь. Следующий шаг – поворот петли на 180 градусов и пропуск правой ходовой пряди (3) под последнюю коренную прядь справа налево, также двигаясь против направления троса.
Именно эта первая пробивка задаёт основу всей петле, и правильность выполнения процесса критически важна для итогового качества работы.
Обычно делают три-четыре пробивки. Последняя пробивка предполагает сокращение объёма каждой пряди путём удаления половины волокон («каболок») перед заключительным этапом закрепления.
Этап 5. Фиксация прядей
Следующие шаги включают:
- Закручивание каждой пряди по направлению их скрутки;
- Уплотнение получившегося сплесня затягиванием прядей;
- Повторное пробивание прядей, формирующих петлю.
Продолжайте, пока все ходовые пряди не будут полностью вплетены в коренные. По окончании процесса, как правило, выполняют две полные пробивки и одну наполовину. Таким образом, вся петля будет завершена.
Этап 6: Финальное завершение петли
Проверьте качество проделанной работы, убедитесь, что все пряди плотно прилегают друг к другу и крепко зафиксированы. Удалите лишние элементы и обработайте при помощи огня зажигалки поверхность – для придания ей идеальной формы. Также для большей надёжности можно бензелевать огон при помощи простой марки.
Применение огона
Основная задача огона заключается в распределении усилий, действующих на трос, предотвращая его повреждение в местах наибольшего напряжения. Благодаря правильной технике исполнения, огон позволяет сохранить целостность каната, существенно увеличивая срок службы оснастки.
Огон активно используется на борту судов, особенно в спортивных мероприятиях, связанных с парусным спортом и выходов в море на яхтах, катерах и лодках. Применяется также для креплений парусов, оснащения палубного оборудования, страховки и других операций, требующих надежного соединения канатов и механизмов.
Таким образом, изготовление качественного огона требует определенных навыков и внимания к деталям, однако оно значительно повышает безопасность и комфорт эксплуатации морских судов. Кроме того, немалую роль сыграет и изначальное качество трёхпрядного каната.
Одним из самых востребованных применений канатов с огоном является швартовка судна. Наличие огона обеспечивает удобство крепления швартовочного шнура или каната к судовым конструкциям и швартовым устройствам.
В ассортименте SailMaster имеются высококачественные швартовные концы:
Канат швартовый крученый Dock Line К3 (3-прядный)
В отличие от обычного плетеного швартовного шнура, канат тросовой свивки демонстрирует повышенную устойчивость к разрыву. Такой швартовный канат удобен в эксплуатации и не подвержен перекручиванию, обеспечивая эффективную амортизацию ударов и рывков. Канат Dock Line К3 выполнен из высококачественного полиэстера PES HT с применением технологии двойной скрутки Double Twist, что гарантирует получение идеально ровного и гладкого каната на протяжении всей его длины. За счёт повышенной стойкости к износу и защиты от влияния агрессивных факторов окружающей среды, включая ультрафиолет, обеспечивается длительный эксплуатационный ресурс.
Характеристики:
- Материал: PES HT (Polyester High Tenacity);
- 3-прядная конструкция тросовой свивки;
- Инновационная технология скрутки Double Twist;
- Максимальная прочность и высокая износоустойчивость;
- Не перекручивается;
- Хорошая способность к амортизации;
- Высокая мягкость и гибкость;
- Не проскальзывает в руках;
- Стойкость к морской воде и превосходная защита от УФ;
- Отрицательная плавучесть и низкая гигроскопичность;
- Цвет: чёрный или тёмно-синий (Navy Blue).
Оптимальным выбором для надёжной швартовки маломерных судов может стать трёхпрядный канат с готовым огоном, что позволит сэкономить силы и время.
Канат швартовый плетёный Dock Line К3 с огоном
Огон изготавливается вручную специальными свайками и обладает высокой степенью надёжности даже в случае сильных рывков. При таком способе изготовления огона прочность швартовочного конца не снижается в местах соединения, так как в плетении участвуют все пряди.
SailMaster канат с огоном серии Dock Line K3 – это профессиональные крученые канаты для надёжной швартовки парусных яхт и маломерных судов.
Заключение
В качестве итогов пошагово, но кратко опишем изготовление огона:
- Подготовьте материалы и определитесь с длиной будущего огона.
- Отделите и подготовьте пряди, используя изоляционную ленту.
- Создайте форму петли требуемого размера.
- Начинайте процесс продевания прядей согласно правилам техники безопасности.
- Повторяйте процедуру пробивки несколько раз для достижения максимальной плотности и крепости петли.
- Проведите финальную обработку поверхности огона.
Подробнее о том, «Как выбрать швартовый конец для маломерных судов, яхт, катеров и лодок ПВХ?», читайте в одной из наших предыдущих статей!
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе всех новостей!